Объявление в Интернете о продаже самосвала – ни кого не удивит. Грузовики покупаются и продаются каждый день. Но вот когда в объявлении указан год выпуска 2003, пробег 80 тысяч и цена всего 350 тысяч рублей – появляется не поддельный интерес узнать об этом самосвале больше чем просто “цена и пробег”.

Самосвал МАЗ-5516 встал на конвейер Минского автозавода в девяностых годах, придя на замену самосвалу МАЗ-6303. Первые самосвалы отличались своим жестким аскетизмом. Ничего лишнего. Кабина поражает своей простотой. Даже окраска самосвалов тех лет выпуска вызывает удивление – вроде как обычной кистью покрашены и кабина и кузов, причем откровенно дешевой краской. Говорить о каком-то дизайне или эргономике не имеет смысла, т.е. кабина просто для работы. Видимо разработчиков совершенно не интересовало самочувствие водителя. Единственным показателем, которым 5516-й МАЗ может гордиться является его грузоподъемность – в 20 тонн, что собственно и определяет его повышенную популярность.

По отзывам водителей МАЗ’ы модели 5516 из первых выпусков до сих пор достойно трудятся в самых разных условиях. При хороших подъездных дорогах к месту загрузки в кузов 5516-го порой загружают до 30 тонн, и он везет. Говорят, что передок в эксплуатации получше КАМАЗ’а. Очень простая раздатка, которую самостоятельно перебрать ничего не стоит.
Обращают внимание на раму. По мнению многих водителей 5516-го – его рама несколько слабей КАМАЗовской рамы. Ее стоит усилить за топливным баком и ресиверами. А если усилить задние рессоры, то можно спокойно возить 22 – 23 тонны на постоянной основе. Конечно, при карьерных перевозках перегруз делать не стоит – это “ломает” раму на плохих дорогах.

самосвал МАЗ 5516 (фото)Те же водители обратили внимание, что “на северах” этот самосвал эксплуатируют без заднего борта. Путем консультаций у северных водителей удалось выяснить, что, поскольку в первых поставках не устанавливалась система обогрева кузова, наилучшим выходом стало снятие борта. В этом случае смерзшаяся масса легче сбрасывается из кузова.

Словно прислушавшись к критике про набирающий популярность МАЗ 5516, производители стали осваивать выпуск различных его модификаций.
Появились модификации А5-371, А5-375, А5-380, А8-336, 338. В первых экземплярах еще оставался “налет бюджетности”, однако шаг за шагом “минчане” улучшают потребительские свойства модификаций автомобиля МАЗ-5516. Кабина не претерпела кардинальных изменений, но эргономика стала проявляться в деталях. Теперь устанавливают подрессоренное водительское сиденье. Усилена шумоизоляция двигателя. Подогреватель двигателя значительно облегчит эксплуатацию в зимнее время. Беззазорная сцепка позволяет формировать автопоезд в сцепке с самосвальным прицепом, который производит разгрузку вбок.

На МАЗ-5516 устанавливаются два вида кабин – малая и большая. Отличие в наличии одного илу двух спальных мест в большой кабине. Интерьер кабины рабочий без излишеств. Проще передать функцию повышения эстетики в руки водителя. Оборудование рабочего места водителя, конечно же, ожидает модификации в свете современных решений. Вопрос с окраской также решен в последних модификациях. Теперь кабина, да и не только имеют приличную окраску и по качеству и по подбору цветов.
Для кузова теперь можно в качестве опции заказывать подогрев, а также возможна установка вместо простой и консервативной могилевской самосвальной надстройки кузова ковшового типа.

схема МАЗ-5516

Если говорить о технических характеристиках МАЗ-5516 – значительно улучшилась и ситуация с комплектацией двигателями. Вместо двух (240 и 330 сильных) двигателей линейка значительно расширена. В разных модификациях устанавливаются 330 сильные двигатели ЯМЗ-6582.10 в комплексе с КПП ЯМЗ-2381-02 (ЯМЗ-239; 9JS135A). Это двигатель с допуском Евро-3. А на модификации А8-336, 338 устанавливается четырехсотсильный ЯМЗ-6581.10 в комплексе с КПП ЯМЗ-2391-02 (12JS200TA). Также отмечены модификации 33-380 и 33-371 с двигателями Deutz BF6M1013FC code 210 мощностью 286 сил (в комплексе с девятиступенчатой КПП ZF 9S109).

Последние модификации самосвала МАЗ-5516 снабжены двойной рамой (лонжерон в лонжероне) и, видимо, уже не будет иметь смысла самостоятельно ее усиливать. Но со всеми этими новшествами и цена претерпела изменение.
Теперь дилеры, в зависимости от комплектации, выставляют цену на МАЗ-5516 в районе 2.2 миллионов. Здесь можно обратить внимание на позицию производителя по поводу поддержания гарантии. Все расходы фактически возложены на дилеров. И это нужно учитывать.