Труженик из СССР: ГАЗ-53

GAZ-53 (самосвал, бортовой грузовик, тягач…): технические характеристики и цены, фото и обзор семейства (грузоподъёмность, двигатели…).

ГАЗ-53 и его модификации стали самыми распространенными вариантами грузовых автомобилей в СССР, за более чем 30-ти летний срок с конвейера сошло свыше 4 миллионов экземпляров грузовиков под этим названием.

Автомобиль ГАЗ-53 — это среднетоннажный грузовик советского периода, выпускавшийся на Горьковском автозаводе с 1961 по 1992 годы. Все отрасли народного хозяйства Страны Советов осуществляли перевозки на «труженике» — ГАЗ-53.

Идея решения дизайна цельнометаллической кабины, рассчитанной на троих пассажиров включая водителя, роднит ГАЗ-53 с ЗИЛ-130: длинный капот, выступающие крылья, маленькая площадь салона.

первый ГАЗ-53

С начала выпуска до 1975 года фары располагались сверху, подфарники под ними. Изменения в дизайне передней части с «улыбкой» облицовки радиатора и фарами внизу характеризуют ГАЗ-53 1975-1985 годов выпуска.

ГАЗ-53А

С 1985 года до снятия грузовика с производства в 1992 году внешность ГАЗ-53 отличалась более крупной облицовкой с новыми габаритными фонарями.

ГАЗ-53-12

Внутри кабина была по-спартански проста и архаична: общий диван для водителя и пассажиров со спинкой, за которым размещался маленький «схрон» для вещей; металл в отделке, и лишь на потолке железо покрывалось панелями. Об удобстве и комфорте водителя речь в те годы не шла.

На шасси ГАЗ-53 с колесной формулой 4х2 выпускался широкий ряд моделей для различных перевозок. Основные из представленных для советских организаций: бортовой ГАЗ-53, шасси ГАЗ 53-02 под самосвал (САЗ-3503), седельный тягач, удлиненное шасси ГАЗ 53-40 для автобуса КавЗ-685, автолестница АЛ-18(52-02)-Л2, МПР-9924 (передвижная ремонтная мастерская), пищевой (фургон), бензовоз, молоковоз.

самосвал ГАЗ-53-02 (сельхозник)

Для нужд Советской Армии выпускался ГАЗ-53А-016 с топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем, дополнительным оснащением.

В 1984-1992 годах выпускались ГАЗ-53-19 с двигателем работающим на сжиженном газе (метан) и ГАЗ-53-27 с мотором способным работать на сжатом природном газе (пропан).

Экспортные версии ГАЗ-53-50 (тропическое исполнение) и ГАЗ-53-70 поставлялись во Вьетнам, Кубу, Лаос, Монголию, КНДР, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Финляндию, Югославию. В 1967-1991 годах производство ГАЗ-53 из машинокомплектов производилось на предприятии «Мадара» в городе Шумен (Болгария).

Если говорить от технических характеристиках, то ГАЗ-53 (бортовой) располагает следующими габаритами: длина — 6395 мм, ширина — 2280 мм, высота — 2190 мм, база — 3700 мм, дорожный просвет — 245-265 мм. Масса грузовика в снаряженном состоянии 3200 кг.

Автомобиль ГАЗ-53 комплектовался шинами 8,25 R 20, бензобаком на 90 литров. Передняя и задняя подвеска зависимая рессорная, спереди с телескопическими амортизаторами. ГАЗ-53 и его модификации оснащены тормозами барабанного типа на обоих осях. Отсутствие гидроусилителя рулевого управления делает процесс «руления» физически непростым занятием.

За время производства на ГАЗ-53 устанавливали несколько двигателей, от их мощности зависела грузоподъемность «работяги». Основные технические характеристики различных модификаций:

  • ГАЗ-53Ф (1961-1967 г.в.) с форсированным шестицилиндровым мотором ГАЗ-11 (82 л.с.) и 4-ступенчатой КПП позволял перевозить до 3,5 тонн груза с максимальной скоростью 75 км/ч, расход топлива 22-25 литров;
  • ГАЗ-53 и ГАЗ-53А (1964-1983 г.в.) оснащался восьмицилиндровым ЗМЗ — 53 (115 л.с.) с 4 КПП, грузоподъемность 4000 кг. Средний расход топлива составляет 25 — 28 литров, максимальная скорость до 85 км/ч;
  • ГАЗ-53-12 (1983-1992 г.в.) комплектовался восьмицилиндровым ЗМЗ-511 (120 л.с.) с 4 КПП. Грузоподъемность возросла до 4500 кг, средний расход бензина А-76 25-30 литров, максималка увеличилась до 90 км/ч;
  • ГАЗ-53-19 (1984-1992 г.в.) двигатель ЗМЗ-511 при работе на метане выдавал 105 «лошадей» и обеспечивал максимальную скорость до 80 км/ч;
  • ГАЗ-53-27 (1984-1992 г. в.) при работе на пропане мотор ЗМЗ-511 предлагал 100 л.с. мощности при идентичной максималке.

Машина ГАЗ-53 за долгие годы эксплуатации зарекомендовала себя технически простым, ремонтопригодным, надежным грузовиком. Машину можно отремонтировать «в поле», дешевые запасные части на рынке в изобилии. При должном уходе за двигателем (своевременная замена масла и фильтров) ресурс до капитального ремонта составляет 400 000 километров.

К проблемным узлам ГАЗ-53 стоит отнести сцепление (малый ресурс, т.к. трудно тронуться без рывков), кардан из двух частей (на месте соединения шарнирами Гука откручиваются гайки), рессоры при полной нагрузке не выдерживают езду по дорогам с плохим покрытием, проблемы с электрооборудованием (распределитель зажигания), постоянно течет задний сальник коленвала. Не радует и большой расход топлива, мотор ведь карбюраторный.

Но проблему с расходом топлива решают просто – устанавливают дизельный агрегат ММЗ Д-245. С учетом стоимости нового двигателя, эксплуатационные расходы при переходе на дизтопливо быстро окупают вложения в машину (эти расходы на ГАЗ-53 «дизель» окупаются примерно через 40 000 км).

Несмотря на все «проблемы» и давнее снятие с производства, ГАЗ-53 все еще «остается в строю». На вторичном рынке в 2017 году российские «ценители» советского автопрома могут приобрести его по цене от 50 000 рублей (это цена за авто ГАЗ-53 в состоянии «на ходу»). Но за «ухоженные» экземпляры ГАЗ-53 1990-1992 года выпуска просят цену до 200 000 рублей. Более того, самые дорогие на вторичном рынке, встречаются ГАЗ-53 с цистернами (бензовоз, молоковоз, ассенизатор) – их цена доходит до 300 000 рублей.

Отзывы